0 / 5. 0
Проблема здоровья нации стала очень острой в последние десятилетия. Кроме резко помолодевшей зависимости от спиртного, в нашу жизнь проникло увлечение психоактивными веществами — вместе с западной культурой и свободой отношений между полами. Сегодня молодежь охвачена этими пороками, начиная с 11–13 лет, и по статистике, лишь 10% из получивших лечение возвращаются к здоровому образу жизни.
Из этого вытекает логически разумный вывод: профилактика заболеваний начинается не с нормативного регулирования проблемы и доступности медицинской помощи, а с родительского воспитания и раннего вмешательства в судьбу детей, обойденных заботой и участием.
Общественное мнение обычно допускает спиртное в молодежной среде, поэтому многие дети часто делают первый глоток в компании сверстников, чтобы выглядеть независимыми и самостоятельными. Опыт алкогольного опьянения помогает преодолеть естественный страх и перед пробой наркотика.
Нельзя сказать, что в группе риска — только и исключительно дети из неблагополучных семей, где родители не уделяют своим чадам внимания. По отношению к ним особенно важно раннее вмешательство, чтобы вовремя заметить отклонения в поведении и скорректировать их.
Не имея внутреннего устойчивого убеждения в неприятии алкоголя и наркотиков, под ударом оказывается любой подросток в силу особенностей пубертатного периода:
Эти факторы риска для некоторых усугубляются генетической предрасположенностью, плохими отношениями в семье, со сверстниками и учителями, иными стрессовыми ситуациями.
Главным и основным источником широкого информирования о проблеме ПАВ остается родительское воспитание и внимание других взрослых, пользующихся авторитетом у подростков.
Никто из них не готовится стать пациентом наркодиспансера — незнание всей опасности рождает беззаботность и уверенность в завтрашнем дне, который принесет приятные ощущения и получение удовольствий. До первых симптомов ломки и страха перед невозможностью справиться с ними без новой дозы. И только мелькнет сожаление: если бы я знал раньше…
Именно незнание последствий и уверенность, что ничего плохого не случится, и приводит к росту наркомании. Поэтому проводить профилактику следует задолго до того, как тинейджер столкнется с реальной возможностью попробовать спиртное или психоактивное вещество.
Психологи убеждены, что начинать работу нужно уже с дошкольниками 6–7 лет — еще высок уровень доверия ко всем взрослым, и страсть к получению информации поможет донести до их сознания необходимые сведения.
Внимание! Разумеется, ни в этом возрасте, ни позже, во время бесед не стоит живописать эффекты от наркотика, вроде опьянения или повышения энергии. Упор нужно делать на то, какое негативное влияние они оказывают на мозг и физическое здоровье, особенно, незрелого организма.
Одних запретов тут явно недостаточно, профилактика — это комплекс всевозможных мероприятий — не только разнообразных, но и актуальных для всех категорий.
Неоднородность представителей молодежи определяется по степени их вовлеченности в проблему:
К каждой из этих групп следует подходить с разными целями и информацией. Например, нет смысла пугать наркомана тяготами ломки — он и сам об этом знает. И убеждать проститутку не связываться с плохими компаниями, где могут подмешать дозу для большей сговорчивости, тоже не стоит.
Необходимо учесть, чтобы информация была актуальна каждому, для чего предлагаются не только массовое широкое информирование, но и конкретные мероприятия и услуги:
Особую роль играют встречи с учеными, статистиками и наркологами в форме дискуссий, организованные в школах, колледжах, ВУЗах и т. п. Дети и молодежь не только получат достоверные сведения от людей с профессиональной подготовкой по теме, но и разрешат возникшие вопросы, не полагаясь на непроверенные источники или сложившееся общественное мнение.
Важно! Способов воздействия на сознание множество. Но чтобы в нужный момент ребенок смог отказаться от предложения рискнуть ради сомнительного удовольствия, материал должен быть интересен по форме подачи и содержанию.
Сразу же стоит отметить неприемлемость длинных и нудных лекций, а также авторитарных голых лозунгов. Их чрезмерность и нарочитость не только оттолкнет, но и может дать обратный эффект: желание попробовать запретный плод.
Поэтому беседы о вреде психотропов следует проводить с использованием новых технологий, с участием специалистов с профессиональной подготовкой. Особенно перспективными в этом плане будут классные часы в школах и других учреждениях с приглашением людей, победивших зависимость.
Их рассказ о постепенном формировании аддикции, муках ломки, долгом и трудном пути к выздоровлению и проблемах с восстановлением социальных навыков, подкрепленный интересным фильмом на эту же тему, проникнет в сознание тинейджера куда лучше долгих монотонных бесед, прочитанных с листа человеком, который не имеет у него авторитета.
Использование новых технологий позволяет донести идею недопустимости самоуничтожения наиболее убедительными для тинейджеров способами:
Разумеется, это не должно быть «в лоб»: к проектам следует привлекать неравнодушных людей с хорошей профессиональной подготовкой, а контроль над рекламой и другими видами профилактики осуществлять с помощью лиц с профильным образованием, не допускающих формального или дилетантского подхода.
Детская психика не только неустойчива и легко поддается соблазнам. Она очень восприимчива и тонко чувствует фальшь, поэтому подростков нельзя убедить в том, о чем исполнитель сам имеет смутное представление.
Вот почему мимо развешанных по стенам медицинских и образовательных учреждений плохо оформленных плакатов, в запретительных тезисах вещающих о вреде алкоголизма и наркомании, тинейджер пройдет, не задерживаясь. Разве что, скользнет взглядом от скуки, не отметив для себя ничего ценного или полезного.
Зато с удовольствием посмотрит ролик, снятый его кумиром, и переотправит друзьям в ВК или Телеграмме. Он не заметит плакат: «Алкоголь и наркотики вредят здоровью» — но с интересом посмотрит рекламу об интересных видах досуга или основных принципах молодежной организации, в которую и сам бы вступил.
На заметку! В просветительской работе надо делать особый упор на широкое информирование о последствиях алкоголизма и наркомании.
Профилактические усилия не принесут результата без государственных программ по предотвращению зависимости:
В некоторых регионах практикуется стратегия уменьшения вреда — выдача бесплатных шприцев, пропаганда перехода к другим методам введения ПАВ, если аддикт отказывается от лечения.
Сюда же относят мероприятия среди наркоманов: они должны чувствовать поддержку и понимать, что доступную медицинскую помощь им окажут без обязательной постановки на учет и передачи данных по месту обучения или работы.
Осуществлять контроль над соблюдением мер профилактики призван ГУНК РФ — одно из подразделений МВД.
Особое внимание уделяется социальной поддержке. К сожалению, не в каждой семье к детям относятся, уважая их чувство собственного достоинства и интересы. Иногда родительское воспитание сводится не к развитию социальных навыков и адаптации во взрослом мире, а к окрикам и запретам. В такой атмосфере ребенок не может поделиться сомнениями и просить содействия в решении своих проблем.
Поэтому важно создание бесплатных телефонов доверия и кабинетов психологической помощи, где каждый получит дельный совет и поддержку.
На заметку! Значимую роль в профилактике играет организация центров досуга школьников и молодежи. Педагогический и психологический опыт показывает, что нередко к ПАВ прибегают от скуки, когда нечем заняться. Если подростку интересно жить, у него не возникает мысли скоротать время за бутылкой или в наркотическом угаре.
Работаем круглосуточно
Или звоните +7 (495) 799-08-38
Работаем без перерывов и выходных
Нажимая “Отправить заявку” вы соглашаетесь на обработку персональных данных